«Но виноградари сказали друг другу: это наследник;
пойдем, убъем его, и наследство будет наше» (Марк 12, 7)
Много веков назад сказаны эти слова; но ситуация не изменилась. «В наши дни не бывает пророков, их наследники — мы!» — сказали древние «литературоведы». — «В наше время не бывает вдохновенных писателей, вместо них — мы!» — повторяют современные исследователи, всячески пропагандируя миф о «смерти искусства»…Много веков назад сказаны эти слова; но ситуация не изменилась. «В наши дни не бывает пророков, их наследники — мы!» — сказали древние «литературоведы». — «В наше время не бывает вдохновенных писателей, вместо них — мы!» — повторяют современные исследователи, всячески пропагандируя миф о «смерти искусства»…
Перед нами — сильнейшее живое опровержение «смерти искусства»: книги автора, подобного которому, по широте исторического взгляда и дару словесному, у нас не было со дней Михаила Булгакова. Кстати, и прекрасную книгу «О Михаиле Булгакове и «собачьем сердце»» ― создал тот же автор, о чем сообщалось в «Литературной газете». Но если в советское время мы жили Самиздатом и «земля полнилась слухами», то в наше время, чтобы пробиться к читателю, требуются уже усилия сверхъестественные.
Поэтому и сообщаю вам, дорогие читатели, «тэт а тэт», лично и доверительно, что Елена Степанян, ― таково имя нашего автора, ― пишет вещи, от которых, по отзыву очень многих (как сверхискушенных, так и совсем неискушенных в словесности), ― «невозможно оторваться». А ведь уже это, согласитесь, похвала немалая…
Перед нами ― поэт и прозаик в одном лице. При том (случай редкостный!) у Елены Степанян то и другое ― истинный дар Божий!
Исторический роман-драма «Царский выбор» ― это не только изумительный подарок любителям исторической беллетристики (речь идет о несбывшейся любви между царем Алексеем Михайловичем и прекрасной девицей Евфимией), ― но еще и ожившая мистика русского религиозного сектантства («людей Божьих»).
А историко-поэтическая книга «Третьяковка и другие московские повести» представляет собой небывалую в нашей литературе энциклопедию духовных путешествий по векам и странам. Здесь и пронзительная повесть о святой Матроне Московской; и рассказ о библейском царе Манассии, чья душа многократно воплощается на земле, во искупление грехов своих; и новый взгляд на старообрядчество ― «Песня о боярыне Морозовой»…
Здесь собраны неповторимые сюжеты и из летописей Древнего Китая, и из современной религиозной жизни Америки. Здесь соседствуют рассказы о Диккенсе, Рильке, Реджинальде Поле ― с рассуждениями о тайнах Каббалы и деяниях самого Ильи-пророка…
Но, разумеется, на первом плане ― события истории русской в их сокровенной сути и красоте. Особая роль отведена потаенным сторонам жизни Москвы, о чем говорит уже само название этой уникальной книги.
В книгу вошла и завораживающая «Сказка о медведе, о прекрасной принцессе, о мудром вороне и о железных башмаках», ― о победе добра в условиях, казалось бы, невозможных. О сбывающейся надежде ― во тьме абсолютного отчаяния…
Да, сторонники идеи о «смерти искусства» в очередной раз жестоко просчитались. Потому что Слово ― бессмертно и неугасимо. И Бог говорит нам снова и снова: «Се, творю все новое».
И виноградник принадлежит ― наследнику…